РБК: Ваучеры вместо денег: интересы авиапассажиров «принесли в жертву»
12 окт 2020Сотни петербуржцев пытаются вернуть деньги за авиабилеты на отмененные в период карантина рейсы. Только в юридическую компанию ССП-Консалт в сентябре поступило более 260 обращений с просьбой о такой помощи. Сейчас юристы проводят правовой анализ жалоб «на предмет возможного получения денежных средств с авиаперевозчиков, как в досудебном, так и в судебном порядке».
Екатерина Назарова в материале РБК о нашумевшем ПП РФ № 991 от 06.07.2020
Эксперты опасаются того, что в ближайшие месяцы ситуация с возвратом денег за билеты может ухудшиться. Даже если авиаперевозчики не будут отменять уже запущенные за границу рейсы (в Минтрансе уверяют, что вопрос о новом сокращении зарубежных авиаперелетов пока не обсуждается), юристы опасаются того, что авиакомпании могут снова отменить некоторые внутренние рейсы. Из-за ухудшения ситуации с коронавирусом в некоторых регионах уже вводятся ограничения на въезд.
Весной этого года, когда авиакомпании начали массово отменять перелёты внутри страны, правительство России разрешило им возвращать пассажирам ваучеры вместо денег. Не исключено, что такой сценарий событий может повториться в будущем, говорят юристы, добавляя, что в некоторых случаях у потребителей есть возможность оспорить получение ваучера.
«Постановление правительства № 991, разрешающее авиакомпаниям вернуть пассажирам ваучеры по отмененным рейсам до 1 мая (в том числе по невозвратным билетам), направлено на защиту авиакомпаний от банкротства. Вызванные пандемией ограничения нестандартны, и в такой ситуации правительству было необходимо найти решение, которое будет соблюдать баланс интересов граждан и авиаперевозчиков. Но, на мой взгляд, это постановление не обеспечивает баланс интересов и дискриминирует граждан.
Дело в том, что в законе от 08.06.2020 N 166-ФЗ, внёсшим изменения в Воздушный Кодекс, придана обратная сила положениям о праве правительства РФ устанавливать особенные правила расторжения договоров при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Обратная сила закона как правило применяется преимущественно к отношениям, которые возникают между гражданином и государством (и в интересах гражданина), и не применяется между гражданами и юридическими лицами. Здесь же интересы авиапассажиров приносятся в жертву интересов авиакомпаний. Однако пока закон от 08.06.2020 N 166-ФЗ, внёсший изменения в Воздушный кодекс, и постановление № 991 в установленном порядке не будут обжалованы, суды будут ссылаться на эти акты.
На практике мы видим, что многих граждан не устраивает введённый порядок возврата билетов — и они пытаются защитить свои права. В некоторых случаях потребители вправе требовать деньги от авиакомпаний, а не ваучеры. Это касается случаев, когда у авиакомпании возникла обязанность вернуть деньги пассажиру до вступления в силу постановления правительства, то есть до 7 июля 2020 года. Обязательным условием является наличие факта обращения в авиакомпанию за возвратом средств, например, переписка пассажира и авиакомпании, в которой указано, что билет по отменённому рейсу находится на очереди на возврат.
В таком случае, ссылки ответчика на правительственное постановление, как на основание для невозврата денежных средств, будут являться незаконными и необоснованными, а поведение авиакомпании будет расцениваться, как злоупотребление правом. Во многих случаях затягивание процесса по возврату денег происходило намеренно — и перевозчики знали о проекте постановления, которое должно было вступить в силу в июле 2020 года
Несмотря на сотни обращений горожан, ССП-Консалт пока не планирует подавать коллективные иски к авиакомпаниям. Пока мы проводим правовой анализ обращений на предмет возможного получения денежных средств с авиаперевозчиков, как в досудебном, так и в судебном порядке» -уточняет Екатерина Назарова.
Подробнее в источнике