Ева Тимофеева, советник по трудовым вопросам ССП-Консалт, прокомментировала журналистам РБК вступивший в силу с начала этого года закон об удалённой работе
«По моими оценкам, около 30% петербургских компаний планируют перевести работников на дистанционную работу на постоянной основе. При этом, по данным социологических опросов, к такому формату работы готов каждый третий сотрудник. На мой взгляд, новый закон об «удалёнке» больше защищает права работника. В частности, с 2021 года работодателю стало сложнее уволить человека, работающего дистанционно. В 2020 году, когда компании начали переводить сотрудников на «удалёнку», некоторые заключали с ними дополнительные соглашения, где прописывали схему взаимодействия. Например, если сотрудник трижды за день не отвечает на письмо по электронной почте, он может быть уволен. Новый закон вводит некоторые послабления для сотрудников. Например, уволить человека можно только в случае, если он два дня не выходит на связь. Внутренние локальные нормативы компании не могут этому противоречить. Напомню, что ещё в «доковидное» время для увольнения было достаточно один раз не прийти на работу
Еще одно новшество состоит в том, что мессенджеры теперь можно считать официальным каналом связи между работником и работодателем.
Если работодатель во внутренних локальных актах прописывает, что чат с коллегами в WhatsApp или Telegram — является рабочим каналом связи, то руководители могут ставить задачи подчинённым через мессенджеры. В случае трудовых споров, суды смогут опираться на скрины этих переписок.
В то же время новый закон обязывает работодателя взаимодействовать с сотрудником только в его рабочее время. В прошлом году некоторые работники жаловались, что с переходом на дистант, работодатели привыкли, что сотрудники могут быть на связи 24 часа и стали чуть ли не круглосуточно грузить их задачами. Сейчас законодательство защищает работника от подобных злоупотреблений.
Если работодатель пишет работнику во время его отдыха и тот вынужден на это реагировать — юридически это является переработкой, которая должна дополнительно оплачиваться.
С другой стороны, дистанционный режим работы может быть удобен и работодателю. Заключая договор об удалённой работе, он не несёт ответственности за безопасность сотрудника. Для работодателя это существенная экономия — ему не нужно декларировать рабочие места, выдавать СИЗы, вести журнал инструктажей, не надо нанимать людей, ответственных за пожарную безопасность»
Подробнее читайте в статье на РБК